Кто сегодня пассивен в России?

«Я знаю этот вид напыщенных ослов;

Пусты, как барабан, а сколько громких слов!

Они – рабы имён. Составь себе лишь имя,

И ползать пред тобой любой из них готов»

(Омар Хайям).

«Чтобы думать собственной головой, требуется мужество»

(Иммануил Кант).

 

 

Кто сегодня в России пассивен? (взгляд психолога)

Кто только ни писал о пассивности русского человека, кто ни пытался понять истоки такой терпимости и бездействия, но этот феномен так и остается загадкой. Попробую и я сегодня поразмышлять на эту тему – она мне самой интересна.

Русские (таковыми считаю всех проживавших в России и постсоветском пространстве) – это не просто нация, но и цивилизационно образующий народ, в коде которого записаны нравственные ориентиры.

Почему же так случилось, что сегодня большинство россиян молча смотрит на творящееся беззаконие и остается в стороне?

Причин тому я вижу несколько. Начнем по порядку.

  1. Религия. До прихода христианства на Руси народ поклонялся Богу Солнца, Природе и очень хорошо знал все ее законы, жил по ним. Это делало его свободным, могучим, независимым и крепким. С появлением православия сознание русского человека постепенно и незаметно начало меняться: понятия и выражения «раб Божий», «жертва», «Бог терпел и нам велел», «всякая власть от Бога» и т.д. сделали свое дело – раз за разом, чтобы быть угодным Богу и приходу, желание быть хорошим перед прихожанами и батюшкой вытесняли из народа смелость и активность, честь и достоинство, умение выбирать самому. Сама суть навязанной религии порождает рабское мышление, потому что в этом случае не человек – созидатель мысли, а привнесенное учение. Разучившись мыслить самостоятельно не без помощи религиозного учения, сформировался образ раба, зависимого индивида. Раб мыслит шаблонами-стереотипами, живет навязанными установками и стереотипами.
  2. Царизм. Поклонение царю или царице, императору – суть продолжения всякой религии. В этом случае роль Бога исполняет царь, а роль раба — народ. Любое самостоятельное решение или вольная мысль не только пресекались, но и карались. Народу показывали, что тот, кто выступил активно за свои права, сказал супротив царя, будет жестоко наказан, иногда и прилюдно – казнью, расстрелом или ссылкой на каторжный труд. Никто не хочет закончить свою жизнь на виселице или в камере, потому народ делал выводы для себя, отнюдь не в сторону сопротивления. Царизм укрепил позицию раба в человеке.

      3. Ошибки коммунистической верхушки. Сама по себе идея коммунизма прекрасна: равенство, братство, труд, созидание,             развитие, свобода. Социалистический строй во многом освободил человека, дал ему возможности на равных участвовать в жизни           общества, позволил учиться и развивать свой потенциал. Но есть одно большое «НО», которое, как мне кажется, лишь усилило позицию  раба советского человека.  Место царя или императора здесь заняла КПСС во главе с ее верхушкой – не всегда адекватной и психически здоровой. Во времена социализма партия для страны и населения стала и матерью, и отцом. Без нее нельзя было принять ни одного решения не только на уровне страны, но и на уровне коллективов, а иногда и семьи. Народ смотрел туда, куда смотрела партия, говорил то, что принимала партия, делал то, что велела партия. И вот тут самое время отметить особенности изменения психики в таких условиях. Как мы уже поняли, изначально религия (и не только) сформировала образ раба, подневольного, царизм его усилил и потому в коллективном бессознательном сформировался и укрепился код жертвы.

Основная характеристика ее – страх ответственности. Мне могут возразить, что советский человек – ответственный человек. И я не спорю. Были и остаются отдельные личности, готовые рисковать ради себя, блага ближнего, своей страны. Но в большинстве своем население смотрело на партию.  У жертвы есть очень большая выгода играть данную роль: работа под постоянным контролем в больших коллективах уменьшала уровень тревоги, давала чувство безопасности; страх свободы снижался под опекой партии. Советская действительность превратила взрослых в детей, за которых решали, которых наказывали, оберегали от жизненных невзгод.

Советский человек, по сути, был очень доверчив, свято верил в правильность курса партии и не задумывался о том, что, возможно, такая жизнь так и не сформирует из него отдельную взрослую личность, свобода которой заключается в том, чтобы самому создавать для себя условия труда. Поиск спасителя в лице партии – неотъемлемая часть жизни советского человека, что породило политическую инерцию.

  1. Территория, уклад жизни. Россия, а в прошлом СССР, страна с самой большой территорией в мире. Огромные просторы, изобилие природных ресурсов, земли – все это создало в психике русского человека уверенность в том, что «на наш век хватит». Поэтому леность и пассивность – качества, как порождение спокойствия о будущем благополучии. Зачем лишний раз слазить с печи, если вокруг столько всего! Выйдешь на улицу в деревне – на километры не встретишь ни одного человека. Фольклор и обряды также помогали укрепиться пассивности в русском человеке: «Русские медленно запрягают, но потом быстро едут», «Русский задора ждёт», «Русский идет медленно, но проходит больше», «Русский терпелив до зачина», «Быстро только кошки рожают», «Тише едешь – дальше будешь».

        5. Экологическая катастрофа. Конечно, эта проблема касается всего мира, но и России, в том числе. Сегодня, когда в атмосфере в несколько раз превышены нормы содержания углекислого газа, особенно в крупных городах и мегаполисах, не приходится говорить о здоровом человеке. К этому добавляются беспощадные вырубки лесов – легких планеты, которые и поглощают углекислый газ из воздуха, тем самым облегчая нам дыхание. Повышенное содержание СО2 в воздухе чревато апатией, депрессиями, суицидальными мыслями, изменением состава крови и т.д.

 Таким образом, несколько исторических периодов вкупе с ужасающей экологией способствовали формированию феномена жертвы и проявляются в пассивности русского населения.

Раб и жертва – синонимы. Жертва всегда ищет подтверждения своим неудачам, обвиняет всех и вся, опирается на постороннее мнение, следует совету других. Именно поэтому таких людей легко зомбировать со стороны лиц, для них авторитетных. Кроме того, жертва не может жить без насильника, она ищет его уже по той причине, что старый образ жизни привычен, мысли об изменениях вводят в ступор от осознания ответственности. Также жертва настолько свыкается со всеми притеснениями, что принимает их за норму и не видит даже открытого насилия над собой.  По этой причине многие наши соотечественники говорят, что живут хорошо, их все устраивает, в то время как сами даже не имеют возможности поправить свое здоровье или дать полноценное образование ребенку.

В этом и состоит цель формирования позиции жертвы у народа со стороны власти, ведь опора на рабское население – признак сохранения любого политического режима. В таких условиях жертвы обречены на бессмысленную житейскую суету. Как правило, рабская психология родителей из поколения в поколение передается их детям.

Поскольку жертва не живет своим умом, избегая ответственности, то и низкий уровень интеллекта побуждает ее искать развлечений плоти. Выгодно власти? Еще как! Идеология потребительства позволяет корпорациям зарабатывать на этом баснословные прибыли. Стремление соответствовать социуму, считать ценности и идеологию общества своими и не любить свободу – таковы характеристики человека рабской психологии.

Свободная личность – это личность, обладающая психологическим здоровьем и культурой, способна нести ответственность за собственные слова и поступки, обладающая знанием строить отношения на основе общечеловеческих, а не религиозных ценностей: уважении, справедливости, чести, свободе, порядочности, внимательности.

Это тот, кто осознает свою жизнь, себя, делает выбор вне влияния социума, опираясь на свои внутренние нравственные законы.

Если человек не станет внутренне свободен, не избавится от шаблонного мышления, позиции жертвы, стереотипов, установок социума, навязываемых религией и современной либеральной культурой, он так и не достигнет глубинного духовного удовлетворения от ощущения себя творцом и созидателем во имя всеобщего блага.

В статье перечислены лишь некоторые причины. Если в комментариях укажете свои – буду рада прочитать.

В заключение – басня, которая ярче и точнее доказывает суть всего написанного выше.

 

Осёл останется ослом…

(Басня. Александр Хвальков. 2010)

 Осёл, опущенный жизнью, шёл лесом. Навстречу ему Олень:

— Что ты, братец, не весел, что ты голову повесил?

— Хорошо тебе на воле, гуляешь свободно под солнышком, ешь то, что пожелаешь, пьёшь чистую родниковую воду.

— А в чём твои проблемы? – поинтересовался Олень.

— Живу в неволе, и день, и ночь работаю. Из-под палки батрачу на Хозяина. Чуть что не так — изрядно получаю по загривку. А знал бы ты, чем меня кормят. Гнилой овёс да сухое сено, и это вместо сочной травы.

Никакой тебе свободы, всю жизнь в узде. Если бы ты знал, как я мечтаю хоть день побыть на свободе.  На что Олень и говорит Ослу:

— Понимаешь брат, свобода — это трудная ноша и не каждому она по плечу. Большинство всю жизнь предпочитают жить невольными рабами, безропотно исполняя всё, что им прикажут. Стойло — это их стиль жизни.

 Осёл так и не понял, о чём ему сказал Олень, ведь свобода — это для него несбыточная мечта. И вот, по стечению обстоятельств, умирает Хозяин Осла. Какое счастье, наконец, Осёл получил то, о чём так долго мечтал. Он свободно гуляет по лугу, поедая вдоволь то, что хочет. Пьёт родниковую воду и отлёживается часами, грея бока на солнышке. Вот она — свобода, о которой он так долго мечтал!

Но пришла ночь, завыли волки и Ослу стало как- то не по себе. А потом пришла зима, стужа и бескормица. И только тогда Осёл понял, что у свободы есть и вторая сторона медали. Вспомнил, о чём ему говорил Олень. Голодный и холодный Осёл побрёл в сторону села и с позволения уже другого Хозяина, по доброй воле стал в стойло, рабски исполняя все прихоти нового Хозяина.

Рабство — это пассивность, а победа над рабством определяется творческой и общественной активностью человека.

Копирование возможно только со ссылкой на источник.