Мифы о психологах и их работе. Миф третий и четвертый

Мифы о психологахМИФ ТРЕТИЙ

«Он должен меня жалеть» или «К психологу ходят жаловаться».
Есть, конечно, такая категория клиентов, которая не ставит перед собой задачи изменений, а ходит лишь для того, чтобы «изливать душу». Как правило, такие долго не задерживаются, потому что жалобы — жалобами, но нужно еще и осознавать свою ответственность за происходящее в жизни и предстоящие изменения.

Да, психолог как раз тот специалист, который и выслушает, и поймет, и примет без оценок. И, наверное, на первом этапе клиенту просто необходимо высказаться, быть услышанным и понятым.
После того, как клиент удовлетворит потребность в том, чтобы его выслушали и поняли, обычно наступает облегчение и вместе с ним — готовность что-то менять. Собственно, психотерапия как раз и есть процесс изменений, когда клиент открывается самому себе, переходит на иной уровень восприятия реальности, что помогает легче и быстрее справиться с возникшими проблемами или состояниями.

Инфантильная часть личности клиента хочет, чтобы его пожалели, приголубили и наказали того, «кто всю жизнь испортил». И если он хочет только этого — терапия не получится. Более того, подобный клиент часто сбегает от психолога в поисках нового объекта для своих жалоб, чтобы на этот раз свалить вину на того, от кого он сбежал.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ

«Психолог ничего не делает, он лишь слушает и деньги берет»
Начнем с того, что психолог — это профессия, и это такая же работа, как и многие-многие другие. Любой труд оплачивается, пока существуют товарно-денежные отношения. Но если ни с какой другой профессией не возникает вопросов, относящихся к оплате труда, то относительно психологии в обществе очень часто встречаются мнения, что помогать должны бесплатно.

Возможно, это связано с тем, что придя в государственную клинику, пациенты не платят напрямую врачу или медсестре, но это совсем не значит, что они работают бесплатно. Им платит государство. Психологов же в государственной системе мало, и охват их услугами среди населения ничтожен. Кроме того, психологическая помощь не включена в список, подлежащий обязательному медицинскому страхованию, и поэтому каждый раз приходится рассчитывать на собственные финансовые средства.

По поводу ничегонеделания можно сказать, что психолог не просто слушает; в течение всей консультации он должен быть настолько в «здесь и сейчас», что требует усилий. Любой другой (даже врач) может во время своей работы встать и выйти из кабинета, отвлечься и даже попить чаю. Психолог в течение своего рабочего времени такой роскоши себе позволить не может просто потому, чтобы не нарушить раппорт с клиентом, чтобы не пострадало качество консультации или терапии.
Психолог не просто слушает, он еще и очень внимателен к любым вербальным и невербальным проявлениям клиента. А это требует напряжения психических сил.
Более того, он еще и «переводчик» с языка, который пока не ясен самому клиенту, иначе бы он не пришел с трудностями. Психолог помогает «раскодировать» язык с помощью задаваемых вопросов и отражения реакций, чувств, обратной связи клиенту.
После такого «ничегонеделания» клиенты вдруг начинают понимать и видеть свои проблемы по-другому, они находят для себя выходы и способы.

Еще одна невидимая особенность работы психологов — это то, что они каждый день встречаются с горем, проблемами, печалями и т.д., что само по себе уже нелегко. И если сам специалист не занимается своим психическим здоровьем, то такая работа может даже ему навредить.

Психолог не может иметь никаких отношений со своими клиентами, кроме клиентских; он не может с ними дружить, пользоваться их услугами и предложениями, потому что это запрещено этическим кодексом.
Кроме всего перечисленного, психолог также обязан постоянно за собственные деньги повышать свою квалификацию, проходить собственную психотерапию, участвовать в конференциях, состоять в профессиональных сообществах, посещать супервизорские или балинтовские группы.
И все это ради того, чтобы более качественно оказать услугу по предоставлению психологической помощи.

Таковы особенности данной профессии.

Продолжение следует…

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

(Spamcheck Enabled)