Психология русского человека

«Если русских останется один хутор, то и тогда Россия возродится. Н.В. Гоголь

«Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.» Ф.М. Достоевский

В этой статье рассмотрим особо яркие черты характера и самобытность русского человека. Исследованиями русского этноса занимались многие философы, психологи, социологи. И, наверное, рассматривать его необходимо с зарождения христианства на Руси.

По словам Румянцева М.А., если западное общество опиралось на религию протестантизма и «мы имеем в виду несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и, прежде всего, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий» [1], то восточное христианство (православие) исходило из иных ценностных ориентаций. Его исходные понятия – милосердие и Любовь. В центре этих понятий стоит поиск смысла жизни. Близость личности к Богу позволяет решать свои проблемы за счет внутренних, душевных сил. Нравственный максимализм позволяет «терпеть» [2].  Россияне терпеливы, даже сверхтерпеливы.

Великий философ Бердяев Н. говорил: «Нет пределов терпению многострадального русского народа» [3].

По словам Крамника В.В., русский народ отличается своеобразием, самобытностью своей культуры. Их отличает зависимость от лидеров, потребность быть ведомыми [4]. Этот фактор способствовал тому, что в России было мало инициативных людей. Унижение человеческого достоинства на Руси становилось правилом.   «Я, такой-то, холоп твой» — такое обращение к государю было записано в московском протоколе и действовало вплоть до начала управления Петром 1.

Извечное порабощение русского человека, унижение его достоинства привели к тому, что они привыкли возлагать ответственность и заботы на лидера, связывать с ним надежды. Русского человека отличает готовность верить лидеру. Им свойственно опираться на власть. «Русский народ всегда ждет властелина» [3].

Сухарев В.А. подчеркивает еще одну особенность формирования русского этноса: это географическое положение страны и ее территория. Географические факторы играли свою роль в формировании русского национального характера в целом и в отношении к труду в частности.  С момента зарождения российского государства его территория постоянно расширялась за счет освоения все новых и новых земель. Это выработало в русских легкость в перемене мест, быстрое привыкание к этнически чужой среде [5]. Большие территории, склонность к частой смене места жительства накладывали свой отпечаток и в вопросах приспособляемости русских людей, их выживаемости в новых неизвестных условиях. Хотя имелось представление, что русские крестьяне боялись нововведений, жизнь доказывала, что они легко приспосабливались к новым условиям [6].

По мнению Горшкова М.К., большие просторы территории, суровые климатические условия, бедность сделали русского человека смелым, изобретательным, умеющим приспособиться и терпеливым [7].

Сухарев В.А также отмечает, что еще одной особенностью россиян является их доверие, даже легковерие. Для них верить – значит жить. Русский человек легко принимает на веру все: и заверения правителей своих, и обещания «легкой жизни». Это доверие выглядит где-то безрассудным, причина которого опять все в той же лености русского человека и нежелания нести собственную ответственность за свои дела и, в целом, жизнь.

Вместе с тем, русская нация отличается огромной жизнеспособностью и замечательным упорством. Готовность идти на жертвы во имя выживания и самосохранения стала следствием специфики социального и культурного развития страны. Претерпевая многочисленные тяготы своего существования, русское население все же сохранило чуткое сердце и душевную отзывчивость. Это, конечно, связано и с тем, что только человек, испытавший страдания своего сердца, своей души, может понять и принять страдания другого.

 Для русских нехарактерно презрительное отношение к отсталым народам. Уважительное отношение к иностранцам, готовность помочь в первую очередь заморскому гостю и уж потом — своему соотечественнику.

Гостеприимство русских общеизвестно. Обильные трапезы и частые тосты, веселье, танцы сопровождают бурные застолья [5].                     

 По словам Лосского Н., несмотря на такие пороки, как пьянство, у русских мораль, идеология играют особую роль. «Русский человек отличается развитием нравственного опыта, он проявляет особый интерес к различению добра и зла, зорко замечает несовершенство всех поступков, нравов и учреждений» [8]. Идеалы, убеждения, этические нормы традиционно ценятся в России выше, чем материальное благополучие.

Его поддерживает Т.Л. Миронова: «Богатство в русских представлениях связано со злом и пороком, оно не радует и не спасает душу: «Богатому черти деньги куют», «Через золото слезы льются», «Деньгами души не выкупишь», «Пусти душу в ад – будешь богат». Русское убеждение, хранимое пословицей «Деньги, могут много, а правда – все», — показывает многовековое критическое отношение нашего народа к наживе» [9].

Наиболее часто подчеркивались такие черты как спонтанность, общинность (В.Ключевский), соборность, державность (А.Хомяков, С.Уваров), коммунитарность, иррациональность (Н.Бердяев), церковность (В. Соловьев). Также русскому человеку присуща интровертированность, релятивность. Интроверты созерцательны, самодостаточны, придают большее значение взаимодействию, чем результату: мы не умеем взяться за дело, прежде чем не поразмышляем о нем; по большей части не можем прийти к однозначному выводу, пока не доведем себя до крайности [10]. Русским людям свойственен поиск смысла жизни. 

 Среди многих положительных качеств русского человека (широта души, терпеливость, выносливость, гостеприимство, радушие, доброжелательность) есть и те качества, которые характеризуются как недостатки. Они мешают развитию, тормозят процесс эволюции и уходят корнями в далекое прошлое…

В числе недостатков русского характера назывались лень, импульсивность, неумение постоянно и организованно трудиться. Известный славянофил Ю. Самарин связывал неумение русских людей систематически трудиться с боязнью мыслительной работы: малейшая трудность в выполнении   задуманного приводит к панике и желанию бросить начатое дело [11].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Лосский  Н.О. связывает отношение к труду со стремлением к совершенству, а  наличие «обломовщины» рассматривает как оборотную сторону стремления к идеалу. «Непривычка к ровному, размеренному постоянному труду                                   обусловлена не климатом, а интересами народа, не зависящими от климата. …русскому человеку свойственно стремление к абсолютно совершенному царствию бытия и вместе с тем чрезмерная чуткость ко всяким недочетам своей и чужой деятельности» [12].

Как показывает Зайцева М., стереотип о спорадическом характере труда отражается в характеристике одного из персонажа Д. Мамина-Сибиряка: «это был русский человек в полном смысле слова: бесхарактерный, добрый, вспыльчивый. Он обладал счастливой возможностью с совершенной совестью ничего не делать по целым месяцам и просто лез на стену, когда наваливалась работа» [12].

Иванов М.А., Шустерман Д.М. отмечают, что потребность выжить, хоть как-то сводить концы с концами и, вместе с тем, «Великая лень» заставляла русского человека идти наниматься на черновую работу, не заботясь об уровне своего развития и образования. Они отмечают, что особенности характера, жизнедеятельности и организации отражаются в ценностно-нормативной структуре личности русского человека. Ведь наряду с потребностями и мотивами у человека, в отличие от животных, имеются еще и ценности, что, собственно, и позволяет считать его «культурным животным». Наличие ценностей помогает вести себя наперекор природе: отказываться от еды, когда он голоден, сдерживать себя, преодолевать страх. Реальные, истинные ценности могут не осознаваться, но они всегда проявляются в тех решениях, которые он принимает, в той деятельности, которую он реализует. Они могут изменяться, но все-таки достаточно устойчивы, особенно если они не осознаются и проявляются в «невольном» поведении [13].

Регулятором действия имеющихся ценностей служит совесть.

По словам Мольц, совесть – это «преображенный в процессе воспитания механизм негативной обратной связи, относящийся к сфере этики и морали» [14].  Франкл В. продолжает, что это «подсознательный бог», внутренний голос, который одобряет или судит поступки человека. «Воспитание должно начинаться с того, чтобы оттачивать совесть» [15].

Воспитание русского человека в основе своей было общинным.  Большие семьи, православие воспитывали в душе ребенка скромность, послушание и следование советам старших. Старшие в семье считались непререкаемым авторитетом, и спорить с ними запрещалось.  Такие способы воспитания привели к обесцениванию своего Я, незрелости личности, инфантильности. Совесть как главный «режиссер» в структуре личности не дает такому несамостоятельному человеку покоя, просит действий и активности.

Почему же многие россияне ведут себя так, что совесть уходит в глубины сознания и «спит» там? 

Как указывает Крамник В.В., россияне только так и могут вести себя, потому что так записано в их духовном, нравственном коде. А в нем положительные установки самым причудливым образом сочетаются с негативными, даже отвратительными чертами [4].

Нравственные пороки русских людей вызваны в основном главной напастью Руси – подавленностью личности «огромными размерами государства», предъявлявшего «непосильные требования», что накладывало на них печать подавленности и безрадостности, препятствовало свободе творчества, вело к «неразвитости и нераскрытости личности в России» [16].

Белолипецкий В.К. подчеркивает, что историческая подавленность, низкий уровень образования русского человека, почти повсеместная нищета – жить в таких условиях и быть ответственным, самостоятельным казалось абсурдным. Для неразвитой души русских людей требовался всегда кто-то со стороны, кто бы взял право распоряжаться и управлять их жизнями. И свое право управлять частной жизнью каждого россияне с удовольствием отдавали властям. Власть, основанная на подавлении, насилии лишь способствовала дальнейшему «растлению» души русского человека. На основании многовекового опыта в умах правящего сословия сложилось убеждение, что власть по своей природе беззаконна, она продукт насилия [17].

По словам Пайпса Р., насилие забирает все, до чего только может дотянуться, и ничего не дает взамен [18]. Чтобы жить и выжить, народ должен был идти на ловкость, уметь выкручиваться, идти на всевозможные ухищрения, даже подлость.

Известный историк Костомаров Н.И. подчеркивает, что нравственные язвы глубоко поразили русский народ. «Тьма и зло заложены глубже, не в социальных оболочках народа, а в духовном его ядре. Россия по-прежнему полна мертвыми душами, по-прежнему происходит торг ими» [19].

«История показывает нам, что в обществе, управляемом деспотически, чаще и сильнее проявляются пороки, мешающие исполнению самых похвальных и спасительных предначертаний власти».

Русский общественный человек усвоил в своей совести правило, что можно делать все, что полезно, хотя бы оно и безнравственно, оправдываясь тем, что и другие народы тоже делают [19].

Русские не отличались в большинстве своем религиозным прилежанием [17]. На службу в храм они ходили, скорее, не по доброй воле, а за «компанию» и даже во время богослужения могли перешептываться и хихикать.

При разрушении абсолютных ценностей в сознании народа начинает господствовать принцип «все дозволено». Русский человек – максималист, ему нужно все или ничего. Поэтому он мало заботится об удовлетворении повседневных нужд, о развитии и сохранении культуры. В результате возникли специфические для России проблемы – бездорожье, грязь, неустроенность быта [2].

По словам Алксниса Э., поскольку в чисто биологическом отношении все нации одинаковы, понятие незрелости охватывает менталитет, то есть склад ума, мировосприятие, вот здесь и кроются различия. В русской психике изначально были некоторые специфические особенности, вернее — недостатки: простодушие и доверчивость, которые русофилами принимались чуть ли не за богоизбранность, но именно поэтому русские всегда были легкой жертвой пропаганды и политического обмана. А уродливое мировосприятие у русских образовалось потому, что их правильно жить и мыслить не научили, наоборот, отучили и от того, что они знали [20].

Рассмотрев разные взгляды на психологию русского человека, приходим к выводу, что, как и раньше, русская душа остается загадкой и по сей день. В ней замысловато уживаются качества личности противоположных полюсов: совесть и способность обмануть, радушие и скупость для себя, веселый нрав и серьезность. Исторически сложилось так, что русский народ много претерпел, пережил множество войн, потерял существенную часть населения, был унижен своей же властью, пребывал в нищете и голоде.

И сейчас, когда с экранов телевизора нам говорят об инновациях и нано технологиях и вместе с этим, казалось бы, навсегда должны уйти в прошлое разруха и неустроенность, русские люди продолжают бедствовать, а власть – издеваться. В психологии русского человека за столько лет практически ничего не изменилось: один подавляет, а другой продолжает верить, ждать и надеяться на мирный исход. Изменились лишь стратегии подавления и оболванивания: пиар-технологии, нейролингвистическое программирование, разные виды лжи в СМИ, открытая клевета на порядочных людей, пищевые добавки, несущий непоправимый вред здоровью, «липовое изобилие» в виде ГМО-продуктов, разрушение образования и медицинского обслуживания, уничтожение науки —  все это показывает отсутствие возможности раскрыть свой потенциал.  Доколе терпеть?

 

Литература:

  1. Румянцев М.А. Этика предпринимательства и национальные традиции в экономике России. СПб., 1995.
  2. Лучко М.Л. Этика бизнеса — фактор успеха. М., ЭКСМО, 2006.
  3. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
  4. Крамник В.В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб, Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  5. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. М., Гранд, 1997.
  6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., Наука, 1999.
  7. Горшков М.К. Российский менталитет в социологическом измерении // ж-л Социс, №6, 2008.
  8. Лосский Н. Характер русского народа. книга 1, Посев, 1956.
  9. Миронова Т.Л. Русская душа и нерусская власть. М.: Алгоритм, 2013.
  10. Флоренский П. Соч. в 4 т. М., 1994.
  11. Воронов А.О,, Смирнов П.И. Русские и судьба России (опыт этнопсихологического исследования)// Введение в этническую психологию/ Под ред. Ю. П. Платонова. — Спб., 1995.
  12. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 2. — М., 1990.
  13. Иванов М.А., Шустерман Д.М. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. М., Альпина Бизнес Букс, 2006.
  14. Мольц М. Я — это Я, или Как стать счастливым. ЛЕНИЗДАТ, 1992.
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
  16. Александров Ю.И. Эмоция и мораль.// Методология и история психологии т.    3, вып.3, 2008г., с – 186-189.
  17. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. М., Ростов – на – Дону, 2004г., с. 288.
  18. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., «Независимая газета», 1993.
  19. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 3. М.: Мысль, 1992.
  20. Алкснис Э. О русской ментальности при современной цивилизации http://podelise.ru/docs/88905/index-169.html (дата обращения 31.05.2017)